Свидетельство о гос. регистрации прав собственности
Свидетельство о госрегистрации права – это правоподтверждающий документ, в котором государство признает право собственника на недвижимое имущество. Оно выдается местным УФРС во время оформления права на объект недвижимости. Выполняется оно на гербовой бумаге и защищено водяными знаками. Каждому свидетельству присваивается номер и учетная серия. Кроме того, на документе обязательно наличие подписи сотрудника, регистрирующего право, штамп его фамилии и круглая печать УФРС. В 2015 году было решено использовать для данного документа обычную бумагу вместо гербовой. В данном документе засвидетельствованы основные сведения о недвижимости:
- Субъект права (ФИО законного собственника(-ков) с паспортными данными);
- Объект права (тип недвижимости, адрес и площадь);
- Вид права (собственность, бессрочное пользование, хозяйственное ведение или аренда);
- Наличие ограничений или обременений права;
- Наличие ограничений или обременений документа, являющегося основанием для выдачи свидетельства о регистрации права собственности;
- Когда было выдано свидетельство;
- Кадастровый номер регистрируемого объекта недвижимости
Как получить информацию из свидетельства
Получить информацию можно в МФЦ, Росреестре или Кадастровой палате. Запросить ее может собственник, риелтор для проверки юридической чистоты квартиры или нотариус при оформлении наследства. Для получения свидетельства требуется ряд документов, включая договор передачи недвижимости в собственность при ее приватизации в индивидуальную, совместную, общую или долевую собственность. Если осуществляется приватизация жилой недвижимости с выкупом ее части, то необходим договор передачи доли жилья в собственность и договор купли-продажи этой доли.
- при дарении объекта недвижимости необходим договор дарения;
- при приобретении квартиры с условием пожизненного проживания – договор ренты;
- при обмене недвижимости – договор мены;
- при наследовании жилья по завещанию или закону – свидетельство о праве на наследство;
- при покупке квартиры супругами – свидетельство о праве на долю в их общем имуществе.
Отмена выдачи свидетельства о регистрации
С 15 июля 2016 года выдача свидетельств о регистрации права собственности на недвижимое имущество больше не осуществляется. Полученные до этого свидетельства остаются действительными, и менять их не нужно. С ними все так же можно производить сделки с недвижимостью.
Теперь для перехода права собственности необходима выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, в который подтверждается право конкретного лица на определенный объект на момент запроса выписки. В базе реестра фиксируются все выданные выписки в виде регистрационной записи с номером. Получить данный документ можно не только в бумажном виде, но и в электронном, но есть и ограничения с 2023 года, выписку, где указаны фамилии собственников может получить только текущий собственник или уполномоченные на это органы, например МВД или нотариусы.
Выписка из ЕГРН(ЕГРП)
Выписка по содержанию схожа с выписками для проверки юридической чистоты сделки при продаже квартиры. Действительность документа не ограничена датой, т.е. он бессрочный. Но при этом в выписке засвидетельствовано право на недвижимость только на дату ее выдачи, то есть она просто теряет свою актуальность со временем.
До отмены свидетельства собственникам объектов недвижимости при ее регистрации уже был дан выбор – свидетельство о регистрации или выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. Это означает, что процедура регистрации права не была изменена. Более того, в результате отмены свидетельства не был изменен срок оформления госрегистрации, все так же составляя до 10 рабочих дней. Не изменился и размер пошлины для физических и юридических лиц.
Отмена выдачи свидетельства о регистрации прав ничего не изменила, потому что выписка из ЕГРП требовалась и ранее при сделках с недвижимостью. Однако не путайте выписку для удостоверения регистрации прав с выпиской, запрашиваемой для подтверждения актуальности данных о владельце квартиры и ее технических характеристик при продаже. Стандартная выписка может быть получена только в МФЦ или Росреестре через Госуслуги любым человеком при предъявлении паспорта. В ней указываются только основные сведения о собственнике и квартире, а в выписке о регистрации права также указаны документы, на основании которых оно возникто. Обращаться специально за такой выпиской не нужно, она будет выдана в результате регистрации прав на квартиру.
Если за выпиской обращается не собственник, то информация о всех собственниках будет скрыта, но хотя бы можно узнать, есть ли на квартире обременения.
При регистрации прав через Интернет, все документы прикрепляются в электронном виде. При этом для их заверения требуется электронная подпись заявителя. При таком оформлении госрегистрации госпошлина для физических лиц снижена на 30%.
Замена свидетельства о регистрации прав на выписку никак не отразилась на процедуре продажи квартиры. Помимо выписки вам понадобится кадастровый и технический паспорта, и договор-основание на всех владельцев недвижимости. Все документы следует тщательно проверять на наличие несовпадений или ошибок. Обязательно следует установить наличие обременений на квартиру, несовершеннолетних собственников, узаконенных перепланировок, согласие второго супруга и отсутствие других претендентов на квартиру, полученную по наследству.
Тэги: недвижимость, документы, право
Обновлено: 16.08.2024
Автор: Семён Жижин