Доп. услуги при заключении ОСАГО
Законодательная база, регулирующая рынок автострахования, постоянно совершенствуется, благодаря чему она с каждым годом приобретает все более цивилизованные формы. В то же время, здесь все еще имеются существенные издержки. Одним из наиболее волнующих «автомобильную» общественность проблем является то, что заключение договора ОСАГО зачастую сопровождается «добровольно-принудительным» навязыванием дополнительных услуг страховых компаний.
Насколько такое требование соотносится с законом и существуют ли возможности от них отказаться?
Почему нас вынуждают покупать допуслуги
Ситуация несколько парадоксальная: с одной стороны, на дорогах растет количество транспортных средств, а следовательно и количество заключённых полисов ОСАГО, следовательно, должны расти и прибыли страховщиков. С другой стороны возрастает численность дорожных происшествий, и этот рост оборачивается все большими выплатами. При этом страховые компании не могут нарушить закон и отказаться от обязательного страхования водителей, даже если ситуация на рынке их подталкивает.
Вот и получается, что для многих компаний заниматься только ОСАГО оказывается не выгодно. И это несмотря на то, что государство пошло навстречу страховщикам, предоставив им возможность проводить (в разумных пределах, естественно), гибкое регулирование цен. Например, этому способствовал ввод территориальных коэффициентов. И все же страховым компаниям такие меры кажутся недостаточными, вот они и прибегают к различным уловкам с целью восполнить убытки за счет автовладельцев, многие из которых вследствие слабой юридической подкованности или просто недостаточной информированности, на них попадаются.
Насколько это законно
Страховые настойчиво предлагают нам застраховать жизнь, здоровье, имущество, вводят в договор пункты о бесплатной эвакуации автомобиля в случае аварии, выезде комиссара, юридической поддержке и тому подобные «довески». Конечно, некоторые из них востребованы определенной категорией страхователей, но навязывая (а не предлагая) вместе с полисом ОСАГО набор дополнительных услуг, страховая компания нарушает одновременно целый ряд российских законов. В частности, согласно Гражданскому Кодексу нашей страны, Федеральному закону «О защите прав потребителей», при предоставлении услуги запрещается возлагать на граждан дополнительные обязательства, из нее не вытекающие. А законом «Об ОСАГО» иные случаи отказа со стороны страховщика заключить договор, чем отсутствие у автовладельца необходимой документационной базы, не предусмотрены.
Даже недостаток «чистых бланков» в офисе – последняя соломинка, за которую хватаются некоторые недобросовестные фирмы, не может служить основанием для отказа. Впрочем, есть еще один нюанс: при наличии достаточно веских доводов они могут потребовать проведения дополнительного техосмотра автомобиля. Такой осмотр бесплатен, но связан с потерей времени.
Как этому противостоять
Самый простой способ – приобрести ОСАГО онлайн, сэкономив время и нервные клетки. Зайдя на специальную страницу на нашем сайте для расчета стоимости полиса, можно оформить среди разных компаний и предложений электронный полис, который обладает такой же силой, как и бумажная версия. При этом он не включает в себя доп. услуги. Электронный полис можно сразу проверить на подлинность на сайте РСА.
Если вы не доверяете технике и решили лично посетить офис, существует два действенных способа отстоять собственные интересны.
Вариант первый – показать свою юридическую грамотность. Это предполагает корректный, но твердый отказ от дополнительных услуг с приведением в качестве аргумента ссылок из нормативных законодательных актов. А для доходчивости еще и напомнить о серьезных штрафах, которые грозят компаниям по соответствующей статье Кодекса об административных правонарушениях (ст. 15.34.1) за желание получить наживу за счет неосведомленных клиентов.
Если это не поможет и вам откажут в оформлении полиса, следующий шаг – потребовать у руководства фирмы в установленном законом порядке подтвердить отказ в письменной форме с указанием обоснований. Скорее всего, клиент получит отказ под каким-нибудь надуманным предлогом. Тогда остается лишь вежливо попросить фамилии сотрудников, проводивших «переговоры» - это понадобится при осуществлении дальнейших шагов, которые уже являются вторым вариантом действий. Он предполагает обращение с исковым заявлением в суд и рассылку жалоб в компетентные инстанции.
Однако перед этим можно использовать еще один ресурс. Уже дома, еще раз проверив наличие всех необходимых документов, скачать и распечатать с официального сайта страховщика типовой бланк, заполнить заявление, оставив пробел в разделе «стоимость». После этого весь пакет документации следует направить в страховую при помощи заказного письма, а еще лучше - лично. При этом обязательно нужно потребовать подписанное должностным лицом уведомление о том, что ваше письмо получено.
В течение 30 дней клиенту обязаны дать письменный ответ. Вполне возможно, что он будет положительным, и вас пригласят для подписания договора. Если же ответом станет молчание либо отказ (что бывает крайне редко, поскольку его трудно обосновать), остается обратиться в суд и потребовать от ответчика не только заключить договор в установленном законом порядке, но и возместить моральный вред и судебные издержки.
Действенной практикой считается также параллельная рассылка жалоб, которая может стать катализатором в процессе. Адресатами являются ЦБ России (инстанция, на которую непосредственно возложена обязанность защищать граждан, потребляющих финансовые услуги), а также Российский Союз Автостраховщиков, Прокуратура РФ, Федеральная антимонопольная служба, Росптребнадзор.
Совет в заключение
Вас все-таки «уговорили» взять «допы»? Не беда! Указ ЦБ РФ, вступивший в силу в июне 2018 года, позволяет в пятидневный срок, называемый периодом охлаждения, отказаться от ненужных допуслуг. Договор будет аннулирован, а деньги возвратятся к страхователю в течение десяти дней.
Важное дополнение! Если за эту «холодную» пятидневку произошел страховой случай, возврат денег становится невозможным. И второй момент: указ распространяется лишь на все виды дополнительного страхования, оставляя за бортом иные доп. услуги.
Тэги: осаго, услуги, право
Обновлено: 20.10.2024
Автор: Семён Жижин