Контраварийное вождение
Вождение автомобиля требует не только особых навыков и предельного внимания, но и молниеносной реакции в экстремальных ситуациях: внезапные препятствия, неуправляемые заносы, автомобильные «подставы» и многое другое.
Чтобы избежать серьезных ошибок в таких случаях, необходимо при любых «сюрпризах» уметь правильно управлять транспортом, сохранять спокойствие и уверенность в своих действиях. Именно этому и обучают на курсах контраварийного вождения.
Программа подготовки
Основная задача обучения – познакомить водителей с теорией используемых приемов и до автоматизма довести управление в экстремальных ситуациях. Контраварийное вождение позволяет подкорректировать базовые навыки, глубже понять принципы управления транспортным средством, избежать или минимизировать последствия возможных аварий.
Курсы включают в себя:
- теоретические знания приемов,
- правильное положение рук на рулевом колесе и его скорость вращения,
- маневры как передним, так и задним ходом,
- габаритная подготовка, парковка в узком пространстве,
- расчет необходимой траектории движения,
- навыки эффективного торможения, работа с ручным тормозом,
- объезд неожиданных препятствий, переезд неровностей,
- загрузка и разгрузка сторон автотранспорта,
- стабилизация транспорта при заносах и сносах,
- способы ухода от различных провокаций на дороге,
- приемы и навыки зимнего вождения,
- полицейский разворот и прочие приемы.
Ошибочно полагать, что подобные курсы нужны только автогонщикам и лихачам. Грамотная подготовка в первую очередь поможет предвидеть и, следовательно, предотвратить аварийную ситуацию, уверенно чувствовать себя за рулем автомобиля и четко ощущать его габариты. Поэтому навыки контраварийного вождения будут полезны как новичкам, «вчерашним» выпускникам автошкол, так и опытным водителям, которые перестали ощущать опасность и стали чаще попадать в различные аварии.
Если тревога и внутреннее напряжение мешает вам спокойно и уверенно чувствовать себя за рулем транспортного средства, то такие курсы именно для вас. Первая ступень обучения – продолжительная работа на тренажерах, имитирующих водительское место. Это помогает выработать мышечную память: «на автомате» ставить руки на руль и регулировать скорость его вращения; стабилизировать, сохранять плавность и точность хода авто в разных случаях.
Экстремальные ситуации на дороге
Любая ситуация, с которой автомобилист сталкивается чуть ли не ежедневно, может оказаться экстремальной: внезапно выехавший на встречную полосу лихач, перебегающий дорогу пешеход, испортивший видимость сильный дождь, первый гололед и многое другое. Все это угрожает жизни водителя, его пассажиров и остальных участников дорожного движения.
Рассмотрим некоторые случаи, с которыми периодически сталкиваются все автолюбители.
- Скутеристы и велосипедисты, совершающие резкие, непредвиденные маневры. В основном это дети или подростки, которые плохо знают ПДД, а если и знают, то соблюдают далеко не всегда.
- Пешеходы, которые в момент перехода дороги «залипают» в телефон, увлеченно беседуют и не смотрят по сторонам.
- Случайно выскочившие под колеса животные.
Основной страх во всех этих ситуациях – нанести вред другому. Поэтому водитель бессознательно пытается остановить авто или объехать препятствие. При этом времени на то, чтобы обдумать правильный манёвр у него нет. Без необходимых навыков и молниеносной реакции не всегда удается избежать трагедии.
Благодаря тому, что на курсах контраварийного вождения в значительной степени развивается мышечная память, даже если вы не успеваете оценить ситуацию, ваше тело уже знает, как реагировать на опасность: руки – как держать руль, ноги – на какую педаль нажимать.
Приемы искусного вождения
Без соответствующей подготовки в экстремальных ситуациях большинство автомобилистов «теряются»: некоторые начинают чрезмерно суетиться, хаотично выкручивать руль, резко тормозить или газовать, другие впадают в ступор и полностью бросают управление транспортным средством. Оба вида реакции обычно приводят к авариям.
Курсы контраварийного вождения позволяют подготовиться к любым неожиданностям. Экстремальные условия уже не будут для вас новыми, а, следовательно, не вызовут панику. Вы сможете относительно спокойно действовать в непредвиденной ситуации, сохраняя уверенность при маневрировании.
Экстренный объезд
На пути вашего движения внезапно возникло препятствие, а расстояние до него не превышает длину тормозного пути. Избежать столкновения можно, совершив объезд. При этом длина объезда будет примерно в три раза меньше остановочного пути и в два – тормозного. К примеру, скорость движения – 80 км/ч, а до препятствия остается около 30 метров. Тормозной путь в этом случае 30 – 35 метров, а до полной остановки – более 60 метров. Минимальное расстояние для объезда – порядка 17 метров. Естественно, что правильным решением будет совершить объезд, но такая реакция требует должного самообладания, а в большинстве же случаев водители жмут на педаль тормоза. При совершении объезда надо быть готовым к заносу задней оси и с опережением выворачивать руль в сторону заноса.
Лобовое столкновение
Вам навстречу неожиданно выехало другое транспортное средство, и вы не уже успеваете вовремя затормозить или объехать его? Удар под острым углом намного предпочтительнее прямого. Руль в этом случае нужно повернуть в сторону транспорта-помехи. Это поможет смягчить удар и уменьшить последствия ДТП. Но проводить данный манёвр можно только тогда, когда в направлении поворота нет других препятствий.
Занос
На скользком дорожном покрытии транспортное средство начало разворачивать. Первая реакция большинства автомобилистов – нажать на педаль тормоза, но это только ухудшит положение. Выровнять автомобиль поможет рулевое колесо и педаль газа. Необходимо плавно, но быстро вывернуть в сторону заноса руль, руки в этот момент находятся на боковом секторе. При этом передние колеса авто должны быть направлены строго в сторону движения. Когда автомобиль почти достигнет предельного отклонения задней оси, руль нужно повернуть в обратную сторону.
Выезд на обочину
Впереди едущий автомобиль резко тормозит, а с левой стороны полоса занята. Единственный вариант – съехать на обочину. Манёвр необходимо выполнять спокойно и предельно внимательно. Ведь резкий поворот или торможение на мокром покрытии скорее всего приведет к заносу. С сухой обочины, которая находится на одном уровне с дорогой, можно вернуться на проезжую часть, сохраняя прежнюю скорость движения. Следует только в зеркалах контролировать обстановку слева и сзади. Если же обочина скользкая и неровная, нужно двигателем уменьшить скорость, выбрать место, где обочина совпадает с дорожным полотном и, резко повернув руль влево на 50-55°, вернуться на дорогу. Чтобы не выехать на встречную полосу, после заезда сразу вывернете рулевое колесо вправо.
И это лишь малый перечень возможных аварийных ситуаций на дорогах, в которых могут растеряться как новички, только окончившие автошколу, так и опытные водители. Чтобы избежать ДТП, а в случае происшествия свести к минимуму его последствия, нужна не только хорошая теоретическая база, но и практический опыт, доведенный до автоматизма.
Курсы контраварийного вождения помогут справиться с критической ситуацией, оставаться хладнокровным и уверенным при любых «сюрпризах» на дорогах. Научат управлять автомобилем не только на сухом дорожном покрытии, но и в дождь, слякоть и гололед.