Как зарегистрировать договор аренды помещения в Росреестре
Договор аренды помещения может включать в себя аренду жилой и коммерческой недвижимости: квартиры, дома, офисные помещения, склады. С правовой точки зрения, договор является видом арендных отношений и подразделяется на два вида: аренда помещения и аренда социального жилья (находится в управлении государственного жилого фонда).
Документ, носящий правовую силу заключается между арендодателем и арендатором. Главное условие для арендодателя - иметь официально оформленное имущество, которое числится под уникальным кадастровым номером в государственном реестре РФ. Главное условие для арендатора - являться совершеннолетним гражданином и иметь документы для удостоверения личности.
Для чего нужен договор и когда он уместен
Договор аренды уместен при предоставлении недвижимости в пользование на длительный срок. Это выгодно и арендодателю, и арендатору: первый застрахован от кражи и порчи имущества, второй может быть уверен в стабильности ценообразования и отсутствия внезапного увеличения арендной платы.
С законодательной точки зрения регистрация договора является обязательной (ГК РФ, статья №651). Прозрачная аренда недвижимости подтверждает соглашение сторон (арендодатель и арендатор) и предоставляет каждому из них правовую защиту и определенные преимущества, которые будут рассмотрены позднее.
Отсутствие договора может привести к уголовной ответственности, так как по мнению государственных органов, предприниматели сдают недвижимость "по-черному" с целью неуплаты налогов. Так же как и другие доходы в РФ, они облагаются налогами в размере 13% от суммы.
Что дает договор арендодателю и арендатору
Обе стороны соглашения имеют целый ряд преимуществ и правовых гарантий. Для арендодателя обеспечены следующие права:
- "Чистая" сдача недвижимости в аренду и прозрачное отчисление налогов;
- Возможность официально расторгнуть договор и выселить арендатора в случае неоплаты по договору;
- Возможность подачи в суд на арендатора в случае кражи или порчи имущества, владений.
Арендатор может рассчитывать на следующие преимущества:
- Стабильная стоимость аренды на протяжении того времени, на которое оформляется соглашение;
- Гарантия подлинности документов на недвижимость и проверка факта владения недвижимостью арендодателем;
- Гарантия того, арендодатель не расторгнет соглашение в любой момент.
Первостепенные документы
Вне зависимости от того, между какими видами лиц заключается соглашение (физическое, юридическое, ИП) есть ряд обязательных для оформления документов, которые оформляются в любом случае и при любых обстоятельствах.
Договор аренды предусматривает наличие информации об арендуемом помещении: в нем указывается подробное описание (категория, площадь помещения) и кадастровый номер, под которым имущество зарегистрировано в реестре.
Технический план помещения является дополнением к договору аренды и необходим в тех случаях, когда арендодатель предоставляет в использование не все имущество, а лишь его часть. Для оформления этого документа необходимо обратиться к кадастровому инженеру, который подготовит полный технический план здания/этажа/помещения и разделит имущество между арендуемым и не арендуемым. Найти специалиста можно по запросу в интернете, но обращаться за услугами стоит лишь в том случае, если он имеет аттестат кадастрового инженера, проверить который можно на сайте Росреестра.
Акт передачи - последний документ, который в обязательном порядке заключается между арендодателем и арендатором. Данный документ является гарантом для арендодателя, что имущество, которое он сдает, не имеет проблем с электрикой, водопроводной системой и другими бытовыми неисправностями. В момент подписания акта передачи особую бдительность должен проявить арендатор - это его последний шанс заметить спрятанные дефекты и заставить арендодателя их исправить. В противном случае придется либо пользоваться так, либо ремонтировать за свой счет, либо договариваться с арендодателем.
Оставшиеся документы
В зависимости от того, кто сдает в аренду недвижимость (физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) может отличаться список необходимых документов на оформление договора. Точный список документов можно уточнить позвонив в МФЦ вашего региона, так как это ключевой орган, обрабатывающий подобные документы.
Для заключения договора об аренде помещения между физическими лицами потребуются следующие документы:
- Заявление о регистрации договора в многофункциональном центре (оформляет специалист центра на месте).
- Договор аренды и акт передачи - по 3 экземпляра каждого из документов.
- Паспорт заявителя (оформлением документов в МФЦ может заниматься как владелец недвижимости, так и арендатор);
- Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.
Дополнительными для юридических лиц являются следующие документы:
- Протокол о назначении на должность директора компании.
- Протокол о разрешении на проведение крупной сделки. Необходим лишь в том случае, если платежи за аренду превысят 25% от текущего имущества компании. Вместо этого протокола может быть предоставлена разрешающая справка, подтверждающая, что сделка не является крупной для компании.
- Протокол, подтверждающий одобрение сделки, если того требует устав компании.
От индивидуальных предпринимателей может потребоваться нотариальное согласие супруга, подтверждающее его согласие на сдачу помещения в аренду. Оно необходимо лишь в том случае, если владелец недвижимости приобрел его еще состоя в браке, но вместо него можно предоставить соглашение о разделе имущества, подтверждающее подлинность прав на его владение.
Нотариальная доверенность должна быть оформлена на представителя индивидуального предпринимателя или физического лица - без нее он не сможет подать документы и зарегистрировать договор об аренде.
Подача документов на регистрацию
Подать документы на регистрацию договора можно тремя способами: физически (на личном приеме в многофункциональном центре), через почту или через сайт. Каждый из них имеет свои особенности.
Проще всего подавать документы на личном приеме в региональном МФЦ. Личная встреча со специалистом позволит еще раз убедиться в правильности оформления и наличии всех необходимых документов. На прием в центр необходима предварительная запись, что может быть не всегда удобно, а по завершении приема заявитель получает индивидуальный номер обращения (можно отследить готовность документов онлайн) и ожидаемую дату регистрации поданных документов).
Отправить документы в реестр можно через почту - письмом, к которому будет прилагаться опись вложенных документов. Отправка документов по почте удобна тем, что письмо отправить можно в любой момент, но документы и заявление на регистрацию договора должны быть заверены нотариально.
Последний способ самый удобный - отправка документов через сайт Росреестра. Удобен и тем, что не нужно заверение от нотариуса, но вот регистрация документов через интернет доступна лишь в том случае, если у обеих сторон имеется электронная подпись, что не оправдано в случае заключения договора между двумя физическими лицами.
Получение документов
Срок регистрации договора на аренду помещения может составлять до 9 рабочих дней в случае сдачи в аренду всего имущества и до 14 рабочих дней в случае сдачи части имущества и приложения к пакету документов технического плана. В случае отсутствия бюрократических проблем, регистраторы внесут данные в Единый государственный реестр недвижимости и подготовят экземпляры договора с поставленными печатями.
Расторжение договора
В случае, если у арендодателя и арендатора есть обоюдное желание расторгнуть договор досрочно, то необходимо обратиться в Росреестр. Услуга платная - для индивидуальных предпринимателей обойдется в 350 рублей, для юридических лиц - в 1000 рублей. В случае, если желание не обоюдное, то необходимо обращаться в суд, который уже сможет рассмотреть иск с любой из сторон, ведь имущество сдавалось в аренду официально.